План библиотечных уроков в библиотеке

Гидроторф, Балахнинский район, Нижегородская область Библиотечные уроки ВЕДЕНИЕ. Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача — научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного план библиотечных уроков в библиотеке. Библиотека, как структурное подразделение общеобразовательного учреждения, является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой школы, представляющей библиотечно-информационные ресурсы учителям, учащимся и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности школьников, развития у учителей и учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки использования информации различного характера. Типичными план библиотечных уроков в библиотеке работы библиотеки общеобразовательного учреждения по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются: · индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой; · групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе и правилах ее использования; · экскурсии по библиотеке; · проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет; · библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями; · игровые мероприятия, такие как «Информина» - это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т. При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и умения: · знания возможностей библиотеки; · умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т. Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения, в деятельности общеобразовательных учреждений трактуются как общеучебные знания и умения. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являются первостепенной причиной низкой школьной успеваемости учащихся. В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы сочинение, реферат, рецензию и др. Основная цель библиотечных уроков — дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: 1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с план библиотечных уроков в библиотеке в ходе обучения задачами. Овладение методами формализованного свертывания аналитико-синтетической переработки информации. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров. Помнить о цели: · Какой цели я собираюсь достичь? · Почему я собираюсь достичь этой цели? · Какими средствами я собираюсь достичь этой цели? Соблюдение этого правила дает возможность организовать целенаправленное обсуждение темы библиотечного урока. Постоянно диагностировать состояние группы. Диагностике подлежат: · Содержание работы. Оно может меняться в зависимости от ситуации в ходе работы группы; · Состояние группы как целого — какие процессы происходят в классе, не «выпадают» ли отдельные участники, всем ли комфортно, интересно; · Состояние каждого участника — как чувствует себя в классе каждый участник, какие изменения с ним происходят, насколько он включен в работу если нет, то почему? Библиотекарь должен уметь: · Слушать и слышать; план библиотечных уроков в библиотеке Быть открытым; · Ровно, доброжелательно относиться ко всем мнениям; · Не упускать никого и ничего в процессе работы; · Не сталкивать мнения, а выслушивать; · Не оценивать; · Быть активным, план библиотечных уроков в библиотеке не подавлять своей активностью инициативу участников; · Говорить четко и понятно; · Не заниматься агитацией, план библиотечных уроков в библиотеке выдавать свое мнение за истину. Во время библиотечного урока библиотекарю потребуется умение: · устанавливать контакт с партнером по общению; · отслеживать «состояние контакта» в процессе общения; · удержание контакта в процессе общения; · восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения; · «настраивать» собеседника организовать запрос ; · «настроиться» на собеседника понимать запрос ; · собирать и анализировать информацию об интересах партнера; · изучать и правильно оценивать возможности партнера; · организовывать стимулы на основе информации об интересах и возможностях партнера ; · Понимать партнера: 1 характер и культурно-личностные особенности план библиотечных уроков в библиотеке 2 Ценностные ориентации и установки партнера; 3 Эмоциональное состояние и настроение партнера. Развитие навыков работы с информацией — важнейший компонент программы библиотечных уроков с учащимися. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы информации из любых источников книги, периодика, компьютер. Основная цель занятий одна — научить приемам и способам работы с информацией любого рода. Приобретенные на занятиях навыки помогут школьникам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами. Участники занятий в процессе работы учатся: 1. Воспринимать и анализировать информацию; 2. Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его; 3. Строить доказательство и умозаключение; 4. Ясно и конкретно выражать свои мысли; 5. Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения партнера. Учитывая возрастные особенности школьников следует выделять несколько основных задач библиотечного план библиотечных уроков в библиотеке в классе: · Дать представление учащимся о современных информационных технологиях; · Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др. Во время библиотечного урока можно использовать различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты. План библиотечных уроков в библиотеке место в проведении библиотечных уроков занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся. Для этого используется вводное, текущее итоговое план библиотечных уроков в библиотеке. Программа «Основы библиотечно-библиографической грамотности» разделена на блоки. Блок I 1 — 4 классы — знакомство учащихся с основными понятиями информация, информационная культураисточниками информации, методами усвоения информации рациональные приемы чтения через беседы, обзоры, конкурсы, игры. Блок II 5 — 6 классы — учащиеся знакомятся с источниками информации и способами управления ими, информационно-поисковыми системами справочно-библиографический аппарат книги, библиотекиметодами усвоения информации методы работы с текстом. Блок III 7 — 9 классы — учащиеся расширяют знания предыдущего блока и формирование умений и навыков, связанных с поиском и усвоением информации выбор источников информации, самостоятельная план библиотечных уроков в библиотеке работа. Блок IV 10 — 11 классы — учащиеся учатся перерабатывать информацию, создавать план библиотечных уроков в библиотеке, развивать информационные потребности через общение с людьми, искусством, природой, обучение и развлечение. Отдельные темы библиотечных уроков повторяются из года в план библиотечных уроков в библиотеке, но в более сложной форме. При проведении библиотечных уроков нужно помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные в готовом виде. Гораздо эффективнее направлять детей по пути самостоятельного исследования. По мере усложнения материала возрастает роль самостоятельных работ, которые должны быть согласованы с личными интересами учащихся, с их потребностями в сфере учебной и социальной деятельности. В конце каждого учебного года обязательно проводится итоговое занятие. Главная задача программы — научить учащихся работать с книгой, план библиотечных уроков в библиотеке их к систематическому пользованию библиотекой, уметь пользоваться всей имеющейся в библиотеке информацией. Знания, полученные в результате обучения, расширяют кругозор учащихся по всемирной истории, истории России, литературе, географии, краеведению. При оценке работы учащихся на библиотечном уроке учитывается: · правильность ответа; · оперативность ответа; · умение выражать свои мысли кратко и четко; · владение специальными терминами; · логика изложения; · умение работать в группе; · эмоциональность, заинтересованность. Содержание темы: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге. Знакомство с «Книжным домом». Знакомство с план библиотечных уроков в библиотеке полками, книжными выставками, картотеками. Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для начальных классов: «Филя», «Веселые картинки», «Мурзилка» и др. Основные правила пользования библиотекой. Маленькое путешествие в историю книги. Содержание темы: Откуда пошла книга. Книга начинается… Содержание темы: Первое знакомство со план библиотечных уроков в библиотеке книги. Обложка, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой. Содержание темы: Лучшее оформление книжной закладки. Содержание темы: Разнообразие детских журналов. Содержание темы: Понятия «абонемент», «читальный зал». Библиотечный фонд: книги, журналы, газеты, учебники. Содержание темы: Внешнее и внутреннее оформление книги. Элементы книги: титульный лист, оглавление, аннотация. Книжная иллюстрация Содержание темы: Художники — иллюстраторы детской книги. Твои первые энциклопедии, словари, справочники Содержание темы: Знакомство школьников со справочной литературой. Привитие интереса к ним. Интеллектуальная игра « Пойди туда, не знаю куда…» Содержание темы: Повторение пройденного, расширение круга знаний, полученных ребятами на библиотечных уроках. Содержание темы: Углубление и расширение план библиотечных уроков в библиотеке о книге, полученных ранее: титульный лист, оглавление, предисловие. Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг Содержание темы: Художник — иллюстратор, разное прочтение одних и тех же книг в иллюстрировании. Отличие иллюстрации в художественной книге от книги научно-познавательной. Рассказ по книжной иллюстрации. Содержание темы: Обучение правилам чтения. Внешние условия чтения — тишина, освещенность, правильная поза, Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Внимание к тексту, художественные детали. Я прочитал и советую тебе. Содержание темы: Обучение написанию отзыва на книгу. Знакомство с альбомом отзывов читателей «Прочитай и расскажи», с детскими сочинениями о любимых произведениях. Содержание темы: Обучение умению пользоваться справочной литературой. Выбор план библиотечных уроков в библиотеке в план библиотечных уроков в библиотеке. Содержание темы: Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки — помощники в выборе книг. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться. Книга и план библиотечных уроков в библиотеке создатели. Содержание темы: Структура книги, использование ее аппарата при чтении. Углубление знаний учащихся о книге, формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Знакомство с новыми терминами и понятиями: выходные данные, аннотация и др. Роль иллюстраций в книгах. Содержание темы: Отличительные свойства и признаки научно-популярной литературы. Роль научно-популярной литературы в учебной деятельности, развитии план библиотечных уроков в библиотеке интересов. Основные разделы фонда НПЛ. Содержание темы: Расширение понятий о видах справочной план библиотечных уроков в библиотеке. Привитие навыков пользования ими. Энциклопедии универсальные «Что такое? » и отраслевые историческая, географическая, биологическая и др. Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними. Наш помощник — каталог. Содержание темы: Алфавитный каталог. План библиотечных уроков в библиотеке титульного листа книги с каталожной карточкой. Структура каталогов: основные деления, разделители, расположение карточек в каталоге и книг на полках. Нахождение книг в каталогах. Интеллектуальная игра «В книжном царстве — премудром государстве». Содержание темы: Игра, где соревнуются команды от каждого 4 класса. Заключительный урок по основам библиотечно-библиографических знаний по всем пройденным темам. Содержание темы: Библиотека — центр по сбору и хранению информации. Содержание темы: Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: аннотация, послесловие, комментарии, оглавление. Содержание темы: Обучение правилам ведения дневника и написания отзыва на книгу. Содержание темы: Понятие «информация», ее виды и свойства. Информационные структуры и каналы. Выбор книг в библиотеке. Содержание темы: Расстановка фонда в библиотеке. Система визуального ориентирования: книжные выставки, каталоги, картотеки, рекомендательные списки литературы. Содержание темы: Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Содержание темы: Записи прочитанного, их виды и назначение записи впечатлений, выписки, цитаты. Простейшие конспекты, понятие свертывания информации. Содержание темы: Географическая книга и ее разновидности карты, атласы, справочники. Специфика чтения использование. Алфавитный каталог и его структура. Содержание темы: Понятие и особенности алфавитного каталога. Содержание темы: Проверка на усвоение материала в игровой форме. Содержание темы: Структура, назначение, способы пользования в различных поисковых ситуациях. Содержание темы: Психологические тренинги на память, внимание. Книга и ее создатели. Содержание темы: Структура книги, использование аппарата книги при план библиотечных уроков в библиотеке. Знакомство с новыми терминами: серия, выходные данные, форзац, фронтиспис, колонтитул и др. Деловая книга для тебя. Содержание темы: Знакомство с план библиотечных уроков в библиотеке в помощь изучению предметов школьной программы. Содержание темы: Специфика чтения художественной литературы. Содержание темы: Проверка на усвоение материала в игровой форме. Содержание темы: Основные виды план библиотечных уроков в библиотеке типы источников, возможности и особенности использования. Отражение литературы естественнонаучной тематики в систематическом каталоге и СКС. Методы самостоятельной работы с литературой. Содержание темы: Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка использованной литературы. Как составить план, тезисы, список литературы. Содержание темы: Практикум совместно с учителем. Составление плана, тезисов, списков литературы. Содержание темы: Практикум совместно с учителем. Созданию свою информацию о книге. Содержание темы: Приемы свертывания информации. Содержание темы: Работа с критической литературой. Специфика поиска информации по литературоведению. Содержание работы: Рецензия как жанр литературоведения, виды и специфика рецензий. Приемы работы над рецензией. Содержание темы: Опыт рецензирования совместно с учителем. Содержание темы: Методика написания сочинений различных жанров. Содержание темы: Проверка на усвоение материала в игровой форме. Содержание темы: Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки. Библиографический аппарат письменной работы. Содержание темы: Правила оформления. Содержание темы: Проверка на усвоение материала в игровой форме. Литература разных видов и жанров. Содержание темы: Повторение пройденного, обобщение и закрепление. Информационно-поисковая система в библиотеке Содержание темы: Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки. Правила оформления письменных работ Содержание темы: Повторение правил оформления письменных работ и закрепление пройденного материала. Содержание темы: Игра — праздник. БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ ВЫПУСКНИКА. БЛОК 1 — Ориентируется в каталожной карточке, пользуется справочной и энциклопедической литературой, не теряется у книжных полок. БЛОК 2 — Подбирает самостоятельно книги по теме, пользуется алфавитным каталогом, картотеками, подбирает самостоятельно дополнительную литературу к занятиям, владеет техникой работы с различными словарями и план библиотечных уроков в библиотеке энциклопедиями. БЛОК 3 — Владеет техникой работы с различными словарями, энциклопедиями, умеет пользоваться справочно-библиографическим аппаратом: алфавитным и систематическим каталогами, картотекой газетных и журнальных статей, умеет делать выписки из газет и журналов, систематизировать их, правильно оформлять использовать в учебной работе, применяет справочный аппарат книги, использует комментарии: авторские, переводчика, редактора, подстрочные, в конце книги, самостоятельно составляет список литературы для индивидуального плана обучения. БЛОК 4 — В работе с критической литературой умеет находить ее в каталогах и картотеках, использовать списки литературы внутри книги, владеет техникой работы с периодическими изданиями, владеет методами и формами рекламы литературных произведений, самостоятельно подбирает литературу в соответствии со своими индивидуальными планами. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Библиотека и юный читатель: План библиотечных уроков в библиотеке пособие. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Рациональные приемы работы с книгой. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Метод. Рекомендации план библиотечных уроков в библиотеке помощь учителю и школьному библиотекарю. © 2004 - 2016 Адрес: 606400, Нижегородская область, Балахнинский район, р.



COPYRIGHT © 2010-2016 klub1899.ru