Определение словарная работа

Педагогика» Определение словарная работа ГРНТИ: 14. Дефектология Определение словарная работа РФ: 13. The определение словарная работа describes the ways of working with the vocabulary at the определение словарная работа of history in a special correctional school. Научная статья по специальности " Специальные коррекционные школы. Дефектология" из научного журнала "Специальное образование", Кузнецов Юрий Федорович Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогикеавтор научной работы — Кузнецов Юрий Федорович Иванова Аптикиев Альберт Хуснутдинович, Аптикиева Ляйля Рахматулловна Текст научной работы на тему "СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА". Научная статья по специальности "Специальные коррекционные школы. Кузнецов Екатеринбург, Россия СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА Аннотация: в статье описаны особенности словарной работы в рамках проведения уроков истории в специальной коррекционной школе. Ключевые слова: словарь, словарный запас, словарная работа. Сведения об авторе: Кузнецов Юрий Федорович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик преподавания школьных дисциплин в специальной коррекционной школе. Место работы: Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург. Контактная информация: 620017, тел. Овладение новым словом-термином для ученика - это не пассивное, чисто механическое запоминание значения слова и его соотнесение с определение словарная работа предметом, действием или явлением, активный, целенаправленный процесс. Данный процесс включает определенную последовательность, начиная со смутного представления значения нового слова, его применения Kuznetsov Yekaterinburg, Russia WORK WITH VOCABULARY AT THE LESSONS OF HISTORY IN A SPECIAL SCHOOL OF Определение словарная работа VII Abstract. The article describes the ways of working with the vocabulary at the lessons of history in a special correctional school. Keywords: vocabulary, expanding vocabulary. Information about the author: Yury Place of work: the Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg. Конечной целью словарной работы по обогащению исторического словаря определение словарная работа является использование учащимися новых слов в собственных высказываниях. Поэтому в методике говорят об активном и пассивном словаре. Основное отличие активного словаря от пассивного проявляется в уровне владения словом. Слово входит в активный словарный запас ученика, если определение словарная работа осознает значение этого слова, умеет правильно сочетать его с другими словами и уместно упот- реблять в своей речи. Осознание значение слова - это только начало овладения содержанием исторического понятия. Словарная работа - это систематическое, целенаправленное овладение под руководством учителя незнакомыми или знакомыми, но трудными словами, усвоение их значений и сфер употребления с целью использования в собственных высказываниях. Совершенствование словарного запаса школьников происходит на количественном и качественном уровнях. При организации словарной работы с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, следует учитывать особенности осмысливания ими значения отдельных слов и выражений. Так, если действующее в рассказе лицо называется определение словарная работа Иван IV - великий князь - царь - Иван Грозныйто некоторые учащиеся могут не понять, что речь идет об одном и том же человеке. Встречаются школьники, которые отдельные выражения понимают буквально. Например, если учитель или текст учебника используют выражение «поход Батыя на русские земли», то такие ученики могут представить не войско под командованием хана Батыя, а одного человека, который пошел войной на Русь. Иногда уже знакомые школьникам слова употребляются с новым смысловым оттенком или с переносным значением, в таком случае школьники могут неправильно понять весь исторический рассказ или соответствующий его фрагмент. Так, в тексте учебника встречается выражение «. Некоторые школьники могут воспринять эту фразу в смысле определение словарная работа сесть на какой-то стол», поскольку слово сесть понимается ими буквально, а слово определение словарная работа из-за недопонимания заменяется созвучным стол. Зависимость значения слова от контекста часто встречается в исторических учебных текстах. Подобные случаи неправильного осмысливания слов и оборотов речи необходимо предусматривать и предупреждать путем соответствующих разъяснений. Кроме того, у учащихся с нарушением интеллекта за словами и фразами часто не возникают или возникают слабые, нечеткие исторические представления, что приводит к механическому запоминанию. Поэтому большое значение для определение словарная работа осознания слов и выражений исторической направленности имеет тщательная подготовительная работа по созданию у школьников необходимых представлений, возникающих на основе наглядно-чувственного восприятия и последующего определение словарная работа ранее воспринятых образов. Например, для осознанного воспри- ятия термина «подсечное земледелие» учитель с помощью приема картинного и аналитического описания с опорой на картины, меловые рисунки и аппликации раскрывает смысл и последовательность такого земледелия у славян. Перед семиклассниками наглядно предстает последовательная система действий: они на рисунках видят вырубку деревьев, корчевание пней и корней, сжигание подсохших деревьев и кустарника, смешивание золы с землей с помощью рыхления, посев зерна, охрана посевов от птиц и грызунов, сбор урожая жатву. Только после создания таких наглядных образов у школьников по ходу чтения будут возникать в сознании правильные представления об особенностях данного вида деятельности, они будут готовы осмысленно прочитать в учебнике текст, содержащий краткое перечисление действий, выполняемых определение словарная работа подсечном земледелии: «Основным занятием восточных славян было земледелие. Сначала им надо было подготовить землю для посева: вырубить деревья, очистить определение словарная работа от корней и пней - выкорчевать их. Срубленные деревья и выкорчеванные пни и корни сжигали, а золу разбрасывали. Зола - хорошее удобрение. Затем землю разрыхляли, перемешивая с золой обыкновенным бревном с сучками борона-суковатка. Бревно определение словарная работа тяжелым, его волокли по полю несколько сильных мужчин. Такая подготовительная кропотливая работа по созданию необходи- мых образов, подчеркивает Словарная работа организуется на основе определенных принципов и проводится с использованием соответствующих приемов. Приучить определение словарная работа вслушиваться в слова и фразы, научить его видеть связь слова с другими и понимать многозначность слов, их прямое и переносное значение можно, если словарная работа будет вестись систематически и на межпредметном уровне: во внеурочное время, на уроках русского языка, чтения, развития речи, географии, истории определение словарная работа т. Особое значение определение словарная работа ее правильная организация на уроках чтения, где она не должна сводиться, как это часто бывает, только к правильному произношению слов, их написанию и объяснению современного значения. С начальных классов необходимо заинтересовать школьников объяснением слов с исторической точки зрения, включая их этимологию, т. Начинать данную работу следует с самых обычных часто встречающихся слов. Так, слово берёза восходит к слову белый; вилок - к исконному вить; корова - к общеславянскому кор - «рог»; кочан - к слову кочка; лягушка - к исконному ляга определение словарная работа лягать - «бить ногами» ; пирог - к слову пир; слова пастбище, пастух, пасти, паства имеют древнерусский корень -паст- означающий спасти, уберечь, избавить от опасности; слова колесо, околица, кольцо, колесить происходят от древнерусского коло круг ; и т. Язык-источник на этом этапе учащимся можно не сообщать, достаточно слов «в старину» или «в древности». Особенно часто этимология слов выясняется на уроках истории: слово вече, как и слова привет, завет, совет, завещание, ответ, навет, имеют корень -вет- от древнерусского вещать, говорить, изрекать; слово оброк - от обречь, обрекать себя на что-то; слово царь связано с именем византийского императора Юлия Цезаря императоров Византии русские люди вначале называли цезарями, потом царями ; понятие дворяне произошло от слов «двор князя», «двор боярина» младшие дружинники в мирное время работали при дворе своего князя или боярина, выполняя многочисленные поручения ; слово культура - от слова культ служение божеству, преклонение перед кем-то или чем-то, почитание. Уже с начальных классов следует приучать учащихся находить в тексте учебников незнакомые слова, интересоваться их значением. Если учитель не поощряет и не развивает этого стремления у детей, то у них складывается привычка читать текст поверхностно, бездумно, не вникая в глубину его смысла. Учителю не следует стремиться давать в готовом виде объяснения значений всех слов. Надо постоянно побуждать школьников к нахождению их объяснений в учебнике тексте, наглядностиа в более старших классах - и в словарях, детской энциклопедии и в других источниках, стимулировать их самостоятельность. Склонность умственно отсталых учащихся к усвоению однозначности слова надо предупреждать путем разъяснений и организации упражнений по нахождению в учебнике речи учителя определение словарная работа т. Так, слово орда, встречающееся семиклассникам при изучении периода раздробленности Руси, может означать монголо-татарское войско; монголо-татарское государство Золотая орда ; ставку хана в виде ханского шатра. В современном языке под ордой подразумевается неорганизованная, необузданная толпа. Значение слов, которые обозначают конкретные предметы, обычно выясняется с помощью образной наглядности орудия труда, вооружение и т. При этом в работе с наглядностью надо чаще использовать прием варьирования, который помогает предупредить и скорригировать возникновение искаженного или неполного образа у школьников с нарушением интеллекта из-за того, что они часто обращают основное внимание на яркие второстепенные детали, выдавая это второстепенное за основное «щиты у славян были только красного цвета»; «дружинники - это люди, на которых определение словарная работа кольчуга». Прием варьирования поможет ученикам увидеть несущественные, постоянно изменяющиеся свойства цвет, размер и др. Так, сравнивая несколько рисунков, которые изображают вооружение и доспехи древнерусских определение словарная работа, школьники под руководством учителя обратят внимание, например, на то, что щиты у них могли быть разными по цвету не обязательно краснымипо размеру и форме у конных воинов одни, у пеших - другие. Делается вывод, что это все изменяющиеся несущественные признаки. Термин существенные признаки можно разъяснить как главные, основные, без которых предмет теряет свое назначение. Так, основное назначение боевого щита - оборонять, защищать воина от стрел и определение словарная работа ударов оборонительный доспехно чтобы щиты выполняли это предназначение, они должны быть прочными, легкими и определение словарная работа в бою. Определение словарная работа это и составляет существенные признаки данного предмета. Для выяснения значения некоторых слов применяется другое средство наглядности - карта. Так, учащиеся лучше поймут, почему в понятии «восточные славяне» появилось слово восточные, если определение словарная работа соответствующей исторической карте вначале найдут места расселения южных и западных славян; термин прибалтийские земли они осознают, если покажут на карте земли, расположенные рядом с Балтикой при Балтийском море ; то же самое со словом Поволжье. Некоторые слова объясняются на основе вида занятия: полюдье -ходить по людям за данью сбор князем дани ; барщина - работа на барина; деревня - от глаголов драть, деру прежде чем строиться в лесной местности, в которой жили восточные славяне, вначале надо было освободить место от деревьев и кустарников, а их приходилось выдирать, прилагая большие усилия, а отсюда деру - деревня ; происхождение слова кузнец, как и кузница, наковальня, подкова, оковы, коварный, связано с действием ковать, кую. Значение сложного составного слова учащиеся могут понять, если под руководством учителя разделят его на простые: землевладелец -земля, владеть; воевода определение словарная работа воев воинов водить; князь - кн сокращенное коньязь язъ - древнеславянское человек - человек на коне. Отдельные слова лучше осознаются, если к ним школьники осуществят подбор однокоренных слов: дань - давать, подаяние; барщина - барин, баре; пехота - пеший, пешеход, пешком; ведьма определение словарная работа, весть, невежда; пряха - пряду, рядиться, ряд, наряд, неряха; промысел - промышлять, промышленность. В других случаях подбираются слова-характеристики, отражающие свойства, признаки изучаемого материала. Например, ученикам предлагается выбрать слова, которые характеризуют народ Руси в период монгольского ига угнетенный, покорный, мужественный, слабый, трусливый, трудолюбивый, угодливый, свободолюбивыйили слова для характеристики Петра I трудолюбивый, добрый, энергичный, ленивый, жестокий, заботливый, решительный, талантливый, деятельный с последующей конкретизацией выбранных слов примерами. Используется подбор синонимов и антонимов. Это помогает лучше оттенить смысл, уточнить значение некоторых слов. Например: иго - угнетение, крестьянин - земледелец, землепашец, хлебороб; хан - князь; равенство - неравенство; общая собственность - частная собственность. Есть термины, которые можно объяснить по определение словарная работа декабристы - в декабре. От слова кремний крепкий камень произошло слово кремль; от слова короб - корабль. Слово бояре старшие определение словарная работа, командиры отдельных полков происхождением, по-видимому, связано с фразой «более ярые в бою». Значение некоторых обобщающих слов-терминов лучше осознается, если предложить учащимся убрать из ряда слов лишнее, а затем оставшиеся слова назвать одним обобщающим словом: серп, мотыга, щиттопор, лопата, соха - орудия труда; кузнецы, гончары, бояре, бондари, плотники - ремесленники. На уроках истории надо при- учать учащихся использовать термины, употребляемые в изучаемый период. Карцов указывает, что в Х1У-ХУ вв. Он рекомендует использовать эпитеты и обороты речи, свойственные изучаемому времени и передающие колорит эпохи, ее эпические особенности. Эпические особенности определение словарная работа хорошо усваиваются при работе с поговорками, пословицами, крылатыми словами, меткими оборотами речи. В 7-9 классах учителям и воспитателям надо чаще использовать в речи исторические пословицы, поговорки, крылатые слова, способствуя их осмысленному восприятию учащимися и применению в своей речи. При работе с ними школьники под руководством учителя выясняют, определение словарная работа и в связи с чем могло появиться такое выражение, в каких случаях его можно использовать сейчас. Так, поговорка «Тут - что Мамай воевал» связана с опустошительными набегами определение словарная работа поговорки «Были, были - и бояре волком выли» и определение словарная работа волку овечьи слезы» намекают на народные восстания, на неотвратимость наказания власть имущих за издевательства над народом; поговорка «Голодный француз и вороне рад» связана с голодным для французов пребыванием в Москве зимой определение словарная работа г. Школьникам даются различные практические задания со словами и образными выражениями: на классификацию разделите перечисленные выражения на группы; озаглавьте эти слова; с какими из названных здесь людей связаны эти выраженияна объяснение смысла, в определение словарная работа числе и переносного на рисунке в учебнике рассмотрите бояр и объясните выражение «работать спустя рукава»; сосчитайте на рисунке в учебнике «Славянская семья» количество изображенных людей, а потом попробуйте объяснить происхождение слова «семья». В соответствующих исторических темах надо предлагать школьникам разгадывать загадки, подчеркивающие определение словарная работа признаки изучаемых объектов. Так, загадка «Маленький, горбатенький, определение словарная работа ниве побежал, каждый колос задрожал» отражает существенные свойства серпа, а загадка «Из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет. Гуляй, Матвей, обувки не жалей, до субботы доживем - новые сплетем» отражает материал, из которого делались лапти, и его основные особенности. Для активизации словарной работы на уроках можно организовывать так называемые словарные пятиминутки или разминки, когда учитель в течение 2-4 минут ставит перед классом вопросы и задания на выяснение знания новых слов их значения. Подбор слов учитель осуществляет с учетом изучаемой темы, периода времени, уровня усвоения значения слов школьниками и т. Такую работу можно проводить в удобное время на уроке, но это надо делать систематически из урока в урок, тогда и будет виден положительный результат. Поскольку в словарной работе большое значение имеют действия самих учеников со словами, словосочетаниями и афоризмами, то учите -лю наряду с вопросами надо давать школьникам разнообразные практические задания. Так, например, можно предложить задания на соединение разрозненных частей поговорок и пословиц, подбор синонимов и антонимов, выделение лишнего слова, классификацию слов-терминов, подведение частных слов-понятий под более общие, выделение корня в однокоренных словах, подбор однокоренных слов определение словарная работа т. При проведении разминок и пятиминуток важны задания на выяснение признаков изучаемого слова-понятия. Отрабатывая слово помещик, учащиеся подбирают к карточке с этим словом те иллюстрации, которые ему соответствуют, потом находят среди других карточек те из них, на которых написаны существенные признаки этого понятия - «человек, который за службу государю получал от него землю, помещался на нее», «владелец зем- ли», «владелец крестьян, которые были прикреплены к его земле и жили на ней», затем объединяют содержание этих карточек одним суждением, давая определение понятию «помещик». Так постепенно обогащается и конкретизируется содержание понятий, выделяются их типические признаки. Наиболее сложные для понимания и произношения слова необходимо вынести на доску и поработать с ними до рассказа учителя или чтения текста, потренироваться в правильном произношении, поскольку по ходу связного изложения работа с такими словами может отнять довольно много времени и это отвлечет учащихся от уяснения смысла всего материала в целом. В определение словарная работа над новым историческим термином можно выделить определенную последовательность. Вначале школьники побуждаются к нахождению непонятных слов-терминов в новом материале, после нахождения такого слова уточняется его произношение и написание, возможные формы его изменения по числу, роду, определение словарная работа и т. Затем ученики пытаются объяснить значение и происхождение слова, опираясь на контекст, в котором слово использовано интуитивное пониманиена объяснение в учебнике, рисунке и других источниках, путем подбора родственных слов, слов синонимов и антонимов и т. При этом педагог, организуя работу школьников, сам дает объяснение в последнюю оче- редь. При необходимости он помогает учащимся дать определение новому слову-понятию. На заключительном этапе ученики составляют с новыми словами предложения и фразы, включают их в рассказ, выполняют с ними другие практические работы. Последовательная и постоянная работа со словом учит школьников наблюдать, вдумчиво читать, осмысленно воспринимать фильмы определение словарная работа со- держания, правильно передавать свои мысли. История России : учеб. Кузнецов, 2010 Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий. Кузнецов Юрий Федорович "СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII Определение словарная работа Специальное образование 2010. Кузнецов Юрий Федорович 2010. СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА. }} Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий. Кузнецов Юрий Федорович "СЛОВАРНАЯ РАБОТА Определение словарная работа УРОКАХ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА" Специальное образование 2010. Кузнецов Юрий Федорович 2010. СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В Определение словарная работа ШКОЛЕ VIII ВИДА.



COPYRIGHT © 2010-2016 klub1899.ru