Характеристика периода младенчества

Первый год жизни — совершенно исключительный период в жизни ребенка и его родителей. Трудно сравнить с чем-нибудь тот путь, который проходит человек за первые 12 месяцев своей жизни. Все, что происходит в это время, — все впервые: первая улыбка, первые игры, первые движения, первые слова, первые шаги. Младенец уже при рождении обладает большим запасом инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. Об этом говорилось в статье. Эти органические потребности обеспечивают выживание ребенка и не могут составить основу психического развития. Безусловные рефлексы не закрепляются в поведении, они постепенно отмирают, т. Ведущая деятельность младенческого периода — непосредственное эмоциональное общение. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка — характеристика периода младенчества, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Так, у ребенка возникает новый тип деятельности — непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления. К 4-5-ти месяцам общение со взрослыми приобретает характеристика периода младенчества характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг. Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно характеристика периода младенчества внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставят одного. При правильных методах воспитания непосредственное общение общение ради общенияхарактерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения. Если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно в больнице, в детском домеребенок отстает в психическом развитии. До 9-10 месяцев у такого малыша бессмысленный, безразличный взгляд. Ребенок мало двигается, не стремится схватить характеристика периода младенчества на глаза игрушки, он вял и апатичен, не испытывает интереса к окружающему. Специфическая реакция улыбки на лицо матери — это показатель того, что характеристика периода младенчества ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Выготский назвал ее социальной ситуацией «мы» т. Гармоничность взаимодействия матери и ребенка составляет важнейший факт психологии младенчества, который свидетельствует о том, что не только ребенок «приспосабливается» к матери, но и она подстраивается под действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга. Психическое функции и процессы, которые развиваются в течение первого года жизни: 1. Суть ощущений заключается в отражении психикой ребенка отдельных характеристика периода младенчества предметов, таких, как тепло и холод, твердость и мягкость, цвет и др. Ребенок начинает реагировать на звуки характеристика периода младенчества течение первой недели. В 2-3 месяца ребенок начинает воспринимать характеристика периода младенчества звука, поворачивать голову в сторону источника звука. На 3-4 месяце характеристика периода младенчества дети начинают реагировать на пение и музыку улыбкой, общим оживлением. Зрение у детей развивается медленно. Цвет ребенок начинает различать только на 5-м месяце жизни. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, у младенцев совершенствуется. К 3-м месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца ребенок уже активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается, повизгивает. Во втором полугодии новая задача зрения — направлять и регулировать поведение. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые должны удовлетворять потребность в новых впечатлениях. К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия ребенка — константность, правильность, предметность и системность. Признаки предметного характеристика периода младенчества у ребенка начинают проявляться в возрасте 2-4 месяцев, когда начинают формироваться его действия с предметами. Характеристика периода младенчества учатся видеть предмет под разным углом зрения, узнавать его в разных сочетаниях, с различного расстояния и под разным углом зрения. Появляются первые сенсорные эталоны — постоянные образы окружающих предметов. С этими эталонами дети соотносят новые объекты. На втором месяце жизни младенец характеристика периода младенчества на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека почти всегда ярко окрашены. Именно в течение первого года жизни формируются все характеристика периода младенчества виды памяти — эмоциональная, моторная, образная и вербальная. Эмоциональная память по некоторым данным есть уже характеристика периода младенчества плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ребенку ориентироваться в действительности. В 7-9 недель появляется моторная память — ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него характеристика периода младенчества появляться определенные привычные жесты начало будущих операций. До 3-4-месячного возраста ребенок в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более 1 секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать характеристика периода младенчества и голос матери в любое время дня. В 4 месяца у детей появляется образная память — сначала характеристика периода младенчества виде узнавания знакомых предметов, а в 8-9 месяцев ребенок воспринимает то, что видел раньше. В 8-12 месяцев ребенок выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ в долговременной памяти. К 1,5 годам формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. К концу второго года характеристика периода младенчества ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. Таким образом, к концу 2-го года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме. Появление образной памяти существенно влияет на общение ребенка и формирование его мотивационной сферы. К концу первого года жизни у детей появляется ручной интеллект или наглядно-действенное мышление, которое связано с развитием первых самостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки — реакций на новые предметы, стремление их обследовать. Чем дольше ребенок рассматривает новую игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень. В характеристика периода младенчества месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители например, при переходе от темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и др. Начиная с 3-го месяца ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, т. В 5-7 месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Произвольное внимание начинает проявляться только к концу характеристика периода младенчества года жизни. Здесь характеристика периода младенчества значение имеет игра, т. До года речь ребенка пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции. В это время закладываются основы характеристика периода младенчества навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со характеристика периода младенчества с помощью плача, гуления, лепета, жестов, а затем и первых слов. В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки — гуканье. От 4 до 6 месяцев у ребенка формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, характеристика периода младенчества гулением. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, характеристика периода младенчества цепочки певучих звуков, что тренирует речевое дыхание. В 6-7 месяцев появляется лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания повторяющиеся слоги, цепочки слоговсвязанные чаще всего с действиями ребенка. Ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к самому себе. Около года у ребенка появляется и его собственная, автономная речь. По форме она является общением. По содержанию — эмоционально-непосредственной связью со взрослыми характеристика периода младенчества ситуацией. При этом надо помнить, что в этом возрасте развитие внешней речи идет от слова к предложению, а развитие внутренней речи — от предложения к слову. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года. С началом понимания речи взрослого и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения, названий все новых и новых предметов. Таким образом, к концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым. Ирина Базан Добавить комментарий Ваш e-mail не будет опубликован.



COPYRIGHT © 2010-2016 klub1899.ru