Анненский гончаров и его обломов статья

Архимандрит Августин Никитин Архимандрит Августин в миру — Дмитрий Евгениевич Никитин родился в 1946 году в Ленинграде. В 1969 году окончил физический факультет Ленинградского университета. В 1973 году принял монашеский постриг с именем Августин. Пострижен в монашество митрополитом Никодимом в Благовещенской церкви его резиденции в Серебряном Бору в Москве. В 1974 году им же рукоположен во иеродиакона иеромонаха. Окончил Ленинградскую Духовную академию 1975с этого времени — преподаватель, с 1978 года — доцент Санкт-Петербургской Духовной академии. РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ГОНЧАРОВА Детство, отрочество, юность В конце ХIХ века Гончаров не относится к числу писателей—пророков, искателей религиозной истины, подобно Вера писателя не проходила через горнило высоких сомнений, как это было у Тем не менее религиозность Гончарова многое объясняет в его творчестве и личности. В этом смысле Иван Александрович был всегда, от дней детства и до конца жизни своей, глубоко религиозным христианином; скромный во всем, избегавший славы анненский гончаров и его обломов статья популярности, едва ли не более всех наших писателей, Иван Александрович менее всего был расположен удивлять кого либо своей религиозностью. Но он носил в ceбе удивительный родник религиозности, который во всех его произведениях временами анненский гончаров и его обломов статья особенною теплотою веры. Религиозные моменты и проявления у него не часты, но зато они так ярки и так сильны, выступают в особенно тяжелые минуты душевной борьбы, тоски и сомнений, терзающей анненский гончаров и его обломов статья настроения и мучительных колебаний. Творчество Гончарова совершенно невозможно понять вне религиозного контекста. В этом смысле существующие на сегодняшний день интерпретации гончаров- ских романов далеко не полно раскрывают их глубинный смысл. Исследователям еще предстоит анненский гончаров и его обломов статья работа, связанная с изучением религиозной проблематики у Гончарова. В научный оборот должны будут войти многие факты как биографии, так и собственно творчества писателя3. В анненский гончаров и его обломов статья ХIХ — начале ХХ века был опубликован ряд материалов, характеризующих историю формирования духовного облика писателя. Затем идут другие списки, произведения религиозного характера. Это была типичная старинная книга в кожаном переплете, с медной застежкой. Состоя на военной службе в Оренбургском крае, он из полковых писарей дослужился до офицерских чинов — поручика и капитана. По характеру записей видно, что это был человек, интересовавшийся общественной жизнью, религиозный и начитанный в духовной литературе5. Отец Ивана Александровича был весьма благочестив и слыл старовером. В доме находили приют юродивые; стекались и множились рассказы о святых местах, чудесах, исцелениях. В комнате у матери, Авдотьи Матвеевны, был большой киот, перед которым горела лампадка. Я получил два образа, из которых один — образ Спасителя, в тяжелой позолоченной ризе. Будущий писатель анненский гончаров и его обломов статья простое, но крепкое религиозное воспитание в юном возрасте. В 1820 году маленький Иван был отдан в пансион в заволжском селе Репьевка, где детей научал священник Троицкий, воспитанник Казанской Духовной академии, человек образованный. В этом пансионе Иван выучился французскому и немецкому языку, а главное, нашел у батюшки обширную библиотеку и принялся усердно читать. Школа должна была наполнить душу иным содержанием, уложить религиозный порыв в иное извилистое русло изгнать из представления о жизни страхи и призраки, которые туманили детскую голову легендой и сказкой. Для будущего писателя решительный поворот в этом направлении наступил с того дня, когда он был отдан в московский коммерческий пансион. Религиозное чувство Иван Александрович сохранил до конца жизни. С 1822-го по 1831 год Гончаров обучался в коммерческом училище, с 1831-го по 1834 анненский гончаров и его обломов статья — в Московском университете на филологическом отделении. Провожали его всем анненский гончаров и его обломов статья. Авдотья Матвеевна заказала напутственный молебен. Всегда сдержанная в выражении чувств, на этот раз она при расставании с сыном едва не упала в обморок — почуяла анненский гончаров и его обломов статья в последний раз обнимаются. Через полгода всего получит он из Симбирска анненский гончаров и его обломов статья нету нашей мамы. Духовная смерть Ильи Ильича В статье Религиозность была одним из первых впечатлений, воспринимавшихся детским сердцем в атмосфере гончаровского дома. В это анненский гончаров и его обломов статья влагалась любовь к Богу за те блага, который дарил Он миpy11. Илья Ильич Обломов вспоминал молитвы с матерью. Там, став на колени и обняв его одной рукой, подсказывала ему слова молитвы. Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах сирени. Отрывок из III части — в год подготовки вчерне написанного романа анненский гончаров и его обломов статья публикации14. Действительно, характер разночтений этой главы по сравнению с окончательным текстом романа и в, особеннос- ти, пропуски позволяют предположить цензурное вмешательство. Илья Обломов — выходец из полуязыческой—полухристианской Обломовки, а потому он нес на себе и ее грехи. Обломов нравственно чист, но полнота духовных стремлений ему неведома — это подтверждение, что нравственнocть еще нe есть духовность. Важнейшим для понимания натуры Обломова становится описание его молитвенного порыва. Этот последний сон — сон-грех, сон-падение, отнимающий у человека надежду на спасение бессмертной души. В самые патетические минуты своей жизни Илья Ильич плачет. Следует, однако, отметить, что ко всем указанным блаженствам Обломов имеет лишь относительное, условное отношение. Все евангельские достоинства героя заданы в романе вне Христа. Обломов способен на первый шаг смиренного обращения к Богу: он сознает, что судьба его одними собственными усилиями не может быть установлена. Но Бог ждет от Своего создания соработничества, волевого участия в жизненном движении, а не фатализма в духе уныния. Обломов оказывается не в состоянии совершить волевое духовное движение и праздно бездействует. Так, несомненно, проявляется неполнота веры в человеке, и эта—то неполнота становится существенною причиною окончательной обломовщины. Все добрые свойства натуры человека пропадают втуне. Обломов, по сути, зарывает данные ему таланты Мф. Еще одно евангельское блаженство следует упомянуть, говоря об Илье Обломове. Ведь он покидает свет, становится отшельником не только по причине примитивной лени, но и потому, что не находит правды, смысла ни в службе, ни в обществе. Зачем так крепко жмут друг другу руки? Мотив захоронения заживо, добровольного самозаточения, упоминание пустынных старцев — всё это символизирует аскетическую сторону православия. Тихая смерть Обломова не есть смерть блаженного. Вся четвертая часть романа есть описание духовной смерти героя до его физической кончины. Даже духовная гибель героя еще оставляет надежду на милосердие Господа Бога. Надежда проглядывает и в том, как сохранился Илья Ильич в памяти людей. Еженедельно молится о нем в церкви вдова Агафья Матвеевна Пшеницына. На радость людям жил. Не нажить такого барина. Утрата человеком смысла жизни — самая болезненная и вечная тема отечественной словесности. Уже Добролюбов отмечал сходство Обломова с предшествующими образами означенного типа. Андрей Штольц — русский немец Русско—немецкое Поволжье. Гончаров был одним из наиболее выдающихся наблюдателей феномена национального характера. Национальное у Гончарова объясняет поведение человека едва ли в меньшей степени, чем социальное27. Большую роль играл при этом личный опыт писателя, чья жизнь прошла в Поволжье и Петербурге — двух регионах традиционного поселения русских немцев. В какой-то степени русские немцы оказались даже причастны к воспитанию Гончарова. Деревня Обломовка принадлежала, рассказывает автор, издавна роду Обломовых; рядом с ней лежало сельца Верхлёво, которым владел богатый помещик, никогда не показывавшийся в своем имении. В этом имении управляющим был немец Штольц, открывший у себя пaнcиoн для обучения детей окрестных помещиков. Так говорится в романе. А в пансионе Хованской, куда был отдан маленький Гончаров, учил не немец Штольц, а священник, воспитанник Казанской Духовной академии, человек просвещенный и широко образованный. Священник княжеского имения напоминает верхлевского старика Штольца. Немцу Штольцу соответствовала немка по девиче- ской фамилии Лицманжена священника, учившая детей немецкому и французскому языку. В этом пансионе Иван Александрович нашел у батюшки библиотеку и принялся усердно читать30. Если вести речь о непосредственных личных впечатлениях Гончарова анненский гончаров и его обломов статья русских немцев, то следует упомянуть, что их было достаточно много на всем последующем жизненном пути писателя: в университете, на службе, в кругосветном плавании, даже среди родственников по линии жены его брата, На эти впечатления накладывались другие — непосредственно от Германии, куда он впервые попал в 1857 году. Из всего этого вырабатывались представления писателя как о немецком национальном характере, так и о роли, которую играют в русской жизни немцы. Общий дух гончаровских размышлений о России определяется его представлением о ней как о стране огромных, но еще не разработанных возможностей, как о стране, еще только входящей в европейскую цивилизацию. В этом смысле в национальном характере его интересует лишь определенная доминанта: способность человека быть работником, преобразователем жизни. Еще доселе они у нас учители, профессоры, механики, инженеры, техники по всем частям. Лучшие и богатые отрасли промышленности, торговых и других предприятий в их руках. Это, конечно, досадно, но справедливо. Отрицать полезность этого притока постороннего элемента к русской жизни — и несправедливо, и нельзя. Они вносят во все роды и виды деятельности прежде всего свое анненский гончаров и его обломов статья, perseverance настойчивость, франц. Вооружась этими качествами, мы тогда, и только тогда, покажем, какими природными силами и какими богатствами обладает Россия! Немецкая тема в русской литературе развивалась и в догончаровский период. Еще с двадцатилетнего возраста, с того счастливого времени, в которое русский человек живет на фуфу, уже Шиллер размерил всю свою жизнь и никакого, ни в каком случае, не делал исключения. Он положил себе в течение десяти лет составить капитал из анненский гончаров и его обломов статья тысяч, и это уже было так верно и неотразимо, как судьба. Гончаров был одним из первых отечественных писателей, кто сумел подняться над сугубо национальным восприятием проблемы русских немцев в русской литературе. Автор исторически верно оценивает вклад немцев в русскую цивилизацию. Именно Гончарову принадлежит заслуга взвешенной, объективной, собственно исторической постановки вопроса о роли русских немцев в историческом развитии России. Впервые на сравнении способности русского человека и немца к деятельности на благо России строилась концепция русского романа, причем автор, обладающий большой степенью национальной самокритичности, патриотизма и духовной свободы, решает вопрос в пользу немца, а не русского, что не могло не породить бесчисленных обвинений в отсутствии патриотизма. А ведь Гончаров ставил перед русским человеком прямую задачу: учиться у немца, учиться, отбросив чувство национальной спеси, отбросив исторически сложившиеся обиды и т. Штольц выражает начало волевое и рациональное, порою рассудочное, деятельное. Обло- мов — фаталист, Штольц — преобразователь. Обломов видит смысл жизни и труда в отдыхе, Штольц — в самом труде. Обломов тянется к идиллии, к природе, Штольц — к обществу. В ходе сопоставления выявляются как сильные, так и слабые стороны обоих характеров. Совершенно очевидно, что в Штольце для автора недостает эстетической широты, пластичности, непосредственности, сердечности. Это особенно хорошо видно в некоторых авторских характеристиках Штольца они широко известныа также в описании восприятия немецкого национального склада русской матерью Андрея Штольца. В романе постоянно анненский гончаров и его обломов статья национальный исторический планы оценки героев. С точки зрения национальных характеров Штольц и Обломов имеют свои достоинства и анненский гончаров и его обломов статья. Автор, выдвигая идею гармонического анненский гончаров и его обломов статья, хотел бы, возможно, чтобы Штольц был более сердечным, душевным, а Обломов — более волевым и разумным. Писатель, разумеется, знал, анненский гончаров и его обломов статья тяжело русскому сердцу пережить то, что иноземец выдвигается в качестве образца для подражания. Но может быть, именно этого он и добивался — досады, анненский гончаров и его обломов статья действие, нравственной встряски? Может быть, считал болезнь слишком запущенной? Особенно, кажется, славянофилы — и за нелестный образ Обломова и всего более за немца — не хотели меня, так сказать, знать. Между тем, кажется, помимо моей воли — тут ошибки, собственно, не было. Ответственным этапом в истории создания всех гончаровских романов является работа писателя над именами героев. Одни из них определились сразу, другие — в результате довольно длительных раздумий и колебании автора. Выбор имени или фамилии героя, как правило, не бывает у Гончарова случайным. Прежде всего, о чем должна говорить читателю фамилия героя, давшая название роману? Быть может, не случайно так же и его имя Андрей, прочно связанное в христианской традиции со святым Андреем Первозванным, то есть намекающее на роль Штольца как пионера нового образа жизни. Существенно, что и фамилия предшественника Штольца в черновой редакции романа — Почаев и тоже Андрей также значащая. В окончательном тексте полное анненский гончаров и его обломов статья Штольца встречается впервые в конце 3-й главы I части. Во всех прижизненных изданиях герой здесь назван не Андреем Ивановичем, а Андреем Карловичем. В соответствующем месте рукописи Штольц именуется Карлом Михайловичем. Проникшая в печатный текст авторская описка не случайна. Она объясняется достаточно полно отраженными в рукописи колебаниями Гончарова в именовании героя — антипода Обломова, тесно связанными с изменением общего замысла романа. На первых этапах работы в роли Штольца предполагался другой герой — Андрей Павлович Почаев ср. По мере того как определялась роль этого героя в романе, происходила последовательная трансформация его имени и отчества. Исследователи творчества Гончарова справедливо связывали указанный разнобой в именовании героя с различными этапами работы Гончарова над романом. Из данного сообщения можно, по всей вероятности, сделать вывод о том, что последние главы романа вчерне набросаны до Мариенбада. Этим обстоятельством легко объяснить и употребление на их страницах имени Карла Штольца45. Андрей Штольц: выбор веры. Можно предполагать, что Так, современник писателя историк Таков был идеологический и литературный фон, на котором проявился образ Штольца. В представлении писателя, вера и национальный менталитет, национальный язык органично между собой связаны. Немецкий язык он наследовал от отца да из книг. Известно, что протестантизм, абсолютизируя индивидуальность человека, полагает опыт ее самовоспитания в христианском духе. Именно так старался воспитывать Андрея Штольц-старший. Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног. Реформация — широкое движение в Западной и Центральной Европе XVI века, положившее начало протестантизму; она началась в Германии с выступления Мартина Лютера в 1517 году. Но для Ильи Обломова эта тема была чужда. Карл V 1500—1558 — испанский король Карлос I 1516—1519император Священной Римской империи 1519—1556. Он пытался осуществить план создания единой европейской державы на основе католичества. Мартин Лютер 1483—1546основоположник Реформации в Германии, боролся с Римско-католической церковью и подвергался преследованию по приказу Карла Тем не менее Реформация утвердилась в северных немецких землях и, в частности, в Пруссии. Фридрих Великий Фридрих II; 1712—1786 — прусский король 1740—1786. Bursche — парень, малый, а также студент, анненский гончаров и его обломов статья к одной из студенческих корпораций филистеру нем. Philister — обыватель приобрело анненский гончаров и его обломов статья русской литературе 1820—1830-х годов, вослед немецкой, устойчивый характер. Исторически philister — это филистимлянин совр. Слово анненский гончаров и его обломов статья внебиблейский смысл в 1693 году, когда горожане, бюргеры, убили в Иене буйного студента, а пастор Гетце на его похоронах, пользуясь естественной для протестанта ветхозаветной лексикой, обозвал враждебных студентам мещан филистерами бюргеры для студентов были тем же, чем библейские филистимляне для иудеев. В литературной традиции противопоставление буршей филистерам характерно для Сходно также высказывание о филистерах С самого детства Андрей ни отцом, ни даже — разумно и осмысленно — матерью по-настоящему понят так и не был. Рано осознав понимание как проблему взаимоотношений, Штольц волей—неволей принужден был двигаться к ее решению самостоятельно. А после кончины матери Штольц, хотя и оставался православным, по сути дела, выражал со всей очевидностью протестантский менталитет. Изведать же глубину непонимания до дна ему привелось при прощании с отцом. И он отослал сына — таков обычай в Германии. В 1862 году В сущности, труд есть в известном смысле форма выражения любви — человека к человеку, к обществу, к Богу. Следованием традиционным православным догматам не исчерпывается религиозная позиция Гончарова. Гончаров не считал, что жизнь земная является лишь подготовкой к жизни небесной. Духовное совершенство человека предполагает у Гончарова акцент не столько на аскезе, сколько на преобразующей деятельности человека. Историческое творчество, труд — вот те приоритеты, которые дороги Гончарову в христианской этике. Образцом ума, силы, умения управлять собой является Андрей Штольц. В образе Андрея Штольца Гончаров хотел показать человека земного, реального и вместе с тем высоко одухотворенного, чуждого любой ограниченности. Штольца всегда неизменно противопоставляли Обломову, хотя и различно в разные времена оценивали штольцевскую немецкую деловитость, практицизм, ровность внутренних движений. Для Штольца невозможен вопрос Обломова: а жить когда? Это для Обломова труд и скука — суть синонимы, потому что все—таки Обломов способен догадаться, что труд, какой ему навязывают, чаще всего лишь пустая суетность. Для него нужна хоть какая—то видимость цели, пусть и весьма заурядного свойства. Примечательный диалог состоялся у Обломова со Штольцем: — Так когда же жить? Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей65. Отсюда видно, что Обломов богаче духовной чуткостью, зато у Штольца больше жизненной стойкости. Штольц реалист — до мозга костей. В людях такого склада душевности порою недостает. Вообще они размеренны и теплохладны. Они честны, но строят свою жизнь в той системе, где Бог есть ровно настолько, насколько необходимо для благопристойного соблюдения нужных обрядов и успокоения души некоторою видимостью духовных потребностей. Они не терзаются возможностью отыскать цель в жизни, ибо давно устоялись в мнении о такой цели. И анненский гончаров и его обломов статья сам Штольц по вероисповеданию православный, на то ведь и обрусевший, апротестантский анненский гончаров и его обломов статья сути тип мышления и миропонимания хранит он в себе крепко66. В то же время вопрос о православии Штольца, православии с некоторым оттенком протестантизма, должен быть предметом более углубленного и специального изучения. А бытующее утверждение о беспощадной идейности его жизненного кодекса, рассмотренное одновременно в зеркале терпеливых усилий образовать Обломова и суровой протестантской морали, — просто неверным. Дело в том, что религиозные вопросы не занимают сколь-нибудь специально ни автора, ни его героев, к тому же повседневная жизнь их органично протекает внутри православной культуры. Протестантизм же, если все же допустить, что он исповедуется Штольцем, то единственно как кодекс поведения и дисциплины мысли. K подобному приему Гончаров прибегает и в случае с Андреем Штольцем. Андрей Первозванный особо почитался в России; согласно преданию, он посетил берега Днепра, освятив таким образом будущую Киевскую Русь. Орден Андрея Первозванного — высший по своему статусу; Андреевский флаг — честь и слава российского флота. На страницах романа Андрей Штольц является всегда в одной роли — проповедником. Все это, вместе взятое, наполняет как будто бы положительным, позитивным образ Штольца. И все же есть в романе момент, который ставит под сомнение его идеальность, избранность. Иными словами, пророчество Штольцев — это не совсем то, что нужно русскому человеку, русскому прогрессу. Первое послание к коринфянам св. Оценка, которую дает Неужели это образец лучшей части нашего молодого поколения, представитель нашего будущего общества? Милюков — Если бы нам предстояло сделать выбор между Обломовым и Штольцем, то, несмотря на жалкую апатию сонного тюфяка, мы скорее остановились бы на нем, чем на этой холодно-приличной, отталкивающей личности, которая вечно резонирует и с высоты какого—то пуританскаго величия смотрит на русскую жизнь. В этой антипатичной натуре, под маской образования и гуманности, стремления к реформам и прогрессу, скрывается все, что так противно нашему русскому характеру и взгляду на жизнь. Здесь же можно привести слова известного в свое время публициста Как сочетать несопоставимые доводы pro et contra? Это вполне возможно, если в жизненной активности Андрея Штольца не видеть элемент исключительно немецкий, так же, как в барской обломовской бездеятельности — элемент коренной pyccкий. С тех пор многое изменилось, и это позволило по-новому оценить позиции гончаровских персонажей. Милюков в 1875 году. Осознавая своеобразие русской цивилизации, русской культуры, Гончаров размышлял о взаимоотношениях общечеловеческого и национального начал. Краснощекова, — понимались писателем как подвижные, а не застывшие, закоренелые структуры. Ольга Ильинская Книгой, на которую чаще всего ссылается Гончаров и которую чаще всего цитирует, является Библия. Главный евангельский мотив, мотив любви, был определяющим не только для Гончарова-человека, но и для Гончарова-писателя79. В ней преломилась мысль западноевропейского романтизма. На православной интерпретации любви в романах Для героинь романиста характерен культ жертвенности. Так, Ольга Ильинская не столько любит, сколько спасает своего избранника. Чувство Ольги к Илье Ильичу родилось в надежде на спасение заблудшего, в увлечении ролью просветительни- цы-воспитательницы. Однако Ольга Ильинская руководствуется не только просветительской, но и христианской традицией. Ольга Ильинская любит сознательно, личностно, ее любовь проникнута религиозностью. Столь высокого критерия любви не выдерживает ни один из гончаровских героев, но некоторые из них стремятся к совершенству в любви. В этом же ряду оказывается и Ольга Ильинская; именно поэтому Обломов предпочел ей далекую от книжной культуры Агафью Матвеевну, просящую у Бога за Илью Ильича и вручающую Богу свой дом, самое себя анненский гончаров и его обломов статья своих детей. Авдотья Матвеевна — Агафья Матвеевна Особую роль Гончаров отводит Агафье Матвеевне Пшеницыной, в которой во- анненский гончаров и его обломов статья глубинные основы русского мира. В образе Агафьи Пшеницыной он изображал и свою мать — Авдотью Матвеевну. Из главных героев романа только Агафья Матвеевна важнейшие события своей жизни переживает в церкви. При всей внешней приземленности образ Агафьи Матвеевны весь окутан атмосферой евангельской любви. Любовь агапэ так называли древние эту высшую любовь. Агафьей Матвеевной руководит христианское самоотвержение, причем героиня не считает это за подвиг. Во время болезни Обломова Агафья часто молилась в церкви о его здравии. Образ Агафьи Пшеницыной оттеняет все остальные, дает всю полноту гончаровского православия. Любовь к Богу и ближним, по заповеди Христовой, исповедует во всей полноте только эта героиня. Все остальные герои любят себя более, чем что бы то ни было89. Пшеницына выступает в романе как образец бескорыстной любви к Богу и к своему ближнему. Именно она выполняет первую и вторую заповеди Христа. Гончаров анненский гончаров и его обломов статья в российской столице с 1855-го по 1891 год, вплоть до своей кончины. Близ Моховой улицы, где писатель жил последние 30 лет Моховая, 3 анненский гончаров и его обломов статья, располагается церковь во имя Св. Пантелеимона — одна из старейших в Санкт—Петербурге. Она была сооружена для работников Партикулярной верфи, устроенной Петром I на берегу реки Фонтанки рядом с Соляным городком для сооружения малых морских и речных судов. Одновременно с созданием в 1718 году Партикулярной верфи на ее территории была сооружена часовня92. В 1721 году вместо часовни была выстроена церковь, которую освятили во имя св. Пантелеимона, при Гангуте в 1714 году и при Гренгаме в 1720 году. В 1734 году рядом с обветшавшей к тому времени деревянной церковью был заложен каменный храм. Он был построен в 1735—1739 годах по проекту архитектора Коробова и освящен 27 июля 1739 года. До нашего времени сохранилось одноглавое здание с трапезной и колокольней. Интерьер храма, так же как и мраморные барельефы на его фасаде, созданы в 1830-х годах скульптором В 1935 году храм Св. Пантелеимона был закрыт; в церкви разместили склад зерна. Анненский гончаров и его обломов статья 1981 году здание церкви было передано филиалу Музея истории Ленинграда93. В начале 1990-х годов храм был возвращен верующим. Здесь имеется в виду церковь Владимирской иконы Божией Матери, расположенная на Владимирском проспекте ныне д. Первая деревянная церковь на месте существующего храма была построена при императрице Елизавете Петровне в 1747 году в Дворцовой слободе, заселенной низшими служащими придворного ведомства. В церковь была перенесена Владимир- ская икона Божией Матери, находившаяся до этого в доме Якимова на углу Басманной ныне Колокольной и Преображенской Полковой ныне Марата улиц. Здание строилось более восьми лет; по- стройка была завершена в 1769 году94. В этом храме отпевали няню Пушкина — Арину Родионовну; близ этой церкви снимал свою последнюю квартиру В 1932 году Владимирская церковь была закрыта; святыни и ценности были изъяты, а здание было передано Государственной публичной библиотеке. Церковь была возвращена верующим в 1990 году95. Из беседы Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. Вот намедни, в Ильинскую пятницу, на Пороховые Заводы ходили. Ильинская пятница — пятница той недели, на которую приходится Ильин день 20 июля. Пороховые заводы находились в пригороде Петербурга, граничившем с Выборгской частью. В 1720 году на берегу Охты, близ впадения в нее ручья Лубья, была построена деревянная церковь, тогда же освященная во имя пророка Илии. В 1730 году, среди лета, Петербург постигнут был столь великою засухою, что все леса в окрестностях столицы горели, и густой дым затмевал почти солнечное сияние. К 1742 году эта церковь обветшала и была разобрана. Вместо нее в 1744 году был построен новый деревянный храм на каменном фундаменте. В 1781— 1785 годах деревянное здание церкви Илии-пророка было заменено каменным, выстроенным по проекту архитектора Старова в виде храма-ротонды. В Ильинскую пятницу 20 июля на Пороховые собиралось до 150 тысяч верующих, и проходило большое народное гулянье99. Особо почитаема была и часовня Св. Параскевы Пятницы при храме Илии; в день памяти Параскевы Пятницы 28 октября на Пороховые также стекалось большое количество народа100. Во время праздничной всенощной женщины с венками на головах и зажженными свечами в руках обходили часовню на коленях, обращаясь к святой Параскеве с молитвой. Параскевы была закрыта в 1929 году и через семь лет снесена. С 1923-го по 1930 год церковь пророка Илии находилась в ведении обновленческой общины. В середине 1930-х годов этот анненский гончаров и его обломов статья оставался одним из немногих действующих церквей Ленинграда, но в 1938 году он был закрыт. Храм был вновь возвращен верующим в 1989 году101. Николая, в Колпине бывала многолюдная праздничная ярмарка, на которую приезжали жители столицы103. Однако в справочных изданиях нет сведений о храме Спасителя, находившемся на Охте. Этим, вероятно, и объясняется то, эта фраза не вошла в беловой текст романа. Переехав на Выборгскую сторону и поселившись в доме Агафьи Пшеницыной, Илья Обломов часто вел беседы с хозяйкой дома. Гончаров обычно точен в топографии Петербурга. Однако ни одним справочником не подтверждается то, что на Выборгской стороне была церковь Рождества. На Бочарной улице, где жила Анненский гончаров и его обломов статья, находилась церковь Происхождения Честных Древ Всемилостивого Спаса называвшаяся в народе Спасо-Бочаринской : деревянное здание церкви было построено в 1744 году, каменное — в 1749—1752 годах. В приходе церкви в 1840-х годах состояло 19 дворов105. В марте 1932 года храм был взорван, тем же летом разобран; на этом месте разбит сквер. Каждый петербуржец знает о Смоленском кладбище. Оно находится на Васильевском острове, на берегу реки Смоленки. Однако маловероятно, что семья Пшеницыной ездила на другой конец города, на Васильевский остров. Здесь речь могла идти о празднестве местной иконы Смоленской Божией Матери в тот же день, 28 июля, в храме Сошествия Святого Духа на Большеохтинском кладбище по имевшемуся здесь же храму Св. По старинному обычаю в престольный праздник Георгиевской церкви перед воротами кладбища окропляли святой водой скот. Множество народа собиралось в день иконы Смоленской Божией матери, 28 июля, когда большой крестный ход шел через все кладбище. По окончании обедни масса торговцев, большей частью с лакомствами, раскидывала у кладбища свои палатки. Его значительная часть посвящена сложным отношениям Ильи Ильича и Ольги Ильинской. Вот один из эпизодов: случайная встреча близ берега Невы; катание на лодке. Имеется в виду архитектурный ансамбль Смольного монастыря на левом берегу Невы, построенный в 1748—1764 годах по проекту Жить в столице и не знать про Смольный монастырь — это говорит о поверхностном знании петербургских святынь. Но быть может, это и не нужно, если глубоки религиозные чувства? Автор дает ответ и на этот вопрос. Ольга поехала с теткой в магазин. Что это тебе вздумалось зимой! А Ольге вздумалось только потому, что Обломов указал ей эту церковь с реки, и ей захотелось помолиться в ней… о нем, чтоб он был здоров, чтоб любил ее, чтоб был счастлив ею, чтоб… эта нерешительность, неизвестность скорее кончилась110. Если бы события романа разворачивались в первопрестольной, то это означало бы: отправиться на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. Этот мужской монастырь был основан в 1732 году архимандритом Варлаамом Высоцкимнаместником московской Троице-Сергиевой лавры, духовником императрицы Анны Иоанновны, которая в 1732 году подарила ему свою Приморскую мызу. Здесь архимандрит Варлаам выстроил первую деревянную церковь во имя преп. Сергия Радонежского, которая была перенесена сюда из Петербурга. В 1756 году в центре монастыря был заложен каменный храм во имя Пресвятой Троицы, по проекту архитектора К началу ХХ века на землях, отведенных монастырю, было построено семь отдельных каменных храмов и четыре каменных часовен. Своим процветанием монастырь был обязан мудрой политике его наместника архимандрита Игнатия Брянчанинова и щедрым пожертвованиям представителей виднейших титулованных родов России. Троице-Сергиева пустынь была закрыта и разграблена уже в годы Гражданской войны. С 1919 года в монастыре размещалась детская трудовая колония. В 1930-х годах на территории монастыря размещалась школа переподготовки начсостава военизированной охраны. В начале 1960-х годов — спецшкола милиции. В эти годы были полностью или почти полностью разрушены все наиболее значительные храмы монастыря. В начале 1990-х годов обитель, находившаяся в руинированном состоянии, была передана Санкт-Петербургской митрополии. Речь идет о традиционных городских гуляньях с качелями и балаганами. В старину доступные только простому народу, балаганы посещаются, в первых местах, лучшею публикою, с тех пор, что их перевели с Театральной площади и Царицына луга на Адмиралтейскую площадь и начали строить по красивым образцам с удобством для посетителей. Гулянья и балаганы на Адмиралтейской площади устраивались с 1827-го по 1872 год. Эти слова входят также в ектению просительную. Речь идет, видимо, о Большеохтинском Георгиевском кладбище. В 1774—1778 годах здесь была построена каменная церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. В начале ХIХ века однопрестольный Георгиевский храм стал тесен для отпевания, и в 1812—1814 годах на кладбище была построена вторая каменная церковь — во имя Св. Третий храм на Большеохтинском кладбище анненский гончаров и его обломов статья во имя Казанской иконы Божией Матери, был построен купцами Елисеевыми в 1881 году. Просвирня — женщина, занимающаяся выпечкой просфор просвирупотребляемых для совершения литургии. Богослужения в храмах Большеохтинского кладбища совершались и после 1917 года. После сноса в 1929 году Казанской, а в 1938 году Георгиевской церкви, единственным, сохранившимся на кладбище храмом анненский гончаров и его обломов статья церковь Св. Гончаров скончался 15 сентября 1891 года, а 19 сентября писатель был похоронен на Никольском кладбище Алек- сандро-Невской лавры. Гончарова, отличавшиеся большой торжественностью и привлекшие очень многочисленную публику. По совершении последней литии, дубовый гроб с останками покойного, крышку которого украшал небольшой венок из благоухающих анненский гончаров и его обломов статья, вынесли на улицу старейшие литераторы, друзья и почитатели покойного. У дверей квартиры его ожидало очень много народа. Во главе процессии шло духовенство с хором певчих; погребальную колесницу с гробом везли две пары лошадей в траурных попонах. Следовавшие за нею дроги были заняты множеством венков. На гроб покойного романиста возложено было около тридцати венков…. Процессия направилась с Моховой ул. В послереволюционные годы Никольское кладбище разделило судьбу других исторических кладбищ Ленинграда. В 1927 году было принято решение о его закрытии, а в 1930-е годы был начат процесс переноса захоронений в музейные некрополи: в соседний Некрополь мастеров искусств и на Литераторские мостки Волковского кладбища. Гончарова в 1956 году был перенесен на Литераторские мостки119. В 1960 году на могиле писателя был установлен мраморный бюст скульпторы Отчего мы не такие. Нет — это люди, это те, которым открыто то, что скрыто от умных и разумных. Тех есть Царствие Божие и они сынами Анненский гончаров и его обломов статья нарекутся! Об этом свидетельствуют несколько строк воспоминаний Примечания 1 Мережковский Дмитрий. Иван Александрович Гончаров в религиозно-этических и социально-общественных воззрениях своих произведений. Budapest, 1995, tomus 40, p. Гончаров: Жизнь, личность, творчество. Гончаров: Жизнь, личность, творчество. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 180-летию со дня анненский гончаров и его обломов статья Гончаров: Жизнь, личность, творчество. Роман в четырех частях. ПСС, в 30 т. Роман в четырех частях. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения Роман в четырех частях. Budapest, 1995, tomus 40, p. Роман в четырех частях. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения Гончаров: Жизнь, личность, творчество. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения Полный текст письма и место хранения автографа в настоящее время неизвестны. Отрывок из письма без обращения и упоминания адресата в тексте опубликован Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Иван Александрович Гончаров в религиозно-этических и социально-общественных воззрениях своих произведений. Budapest, 1995, tomus 40, p. Гончаров: Материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения Анненский гончаров и его обломов статья. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Имя героя как часть художественного целого по романной трилогии Гончаров: Материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения Отголоски на литературные и общественные явления. Гончаров в русской критике 1847—1912. Отголоски на литературные и общественные явления. Гончаров: Жизнь, личность, творчество. Роман в четырех частях. Гончаров: Жизнь, личность, творчество, Роман в четырех анненский гончаров и его обломов статья. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения Гончаров: Жизнь, личность, творчество. Роман в четырех частях. Исторический указатель достопримечательностей Санкт-Петербурга. Роман в четырех частях. Роман в четырех частях. Исторический указатель достопримечательностей Санкт-Петербурга. Роман в четырех частях. Анненский гончаров и его обломов статья указатель достопримечательностей Санкт-Петербурга. Петербург весь на ладони. Исторические кладбища Петербурга: Справочник-путеводитель. Роман в четырех частях. Весь Петербург в кармане. Роман в четырех частях. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения И.



COPYRIGHT © 2010-2016 klub1899.ru